Основные положения, цели и задачи федераьного закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ

28 декабря 2012 года был опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Но только последние полгода наступил апогей его обсуждения, идет рост протестов против его реализации, поданы первые иски в судебные органы. В чем же суть данного закона и почему его реализация встречает такое активное сопротивление. Попробуем разобраться. Для начала, именно в этой статье, предлагаю вникнуть в суть самого Закона, понять, что нам, налогоплательщикам, предлагают, как будет происходить реализация Закона, как это аукнется рядовым гражданам, в том числе в материальном плане. А в следующих публикациях обсудим несоответствие данного Закона действующему законодательству, причины протеста граждан в связи с его введением и другие вопросы.

Итак, главное — Закон возложил на собственников помещений многоквартирных домов (МКД) обязанность по выплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, а на органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления – обязанность по организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общедомового имущества в МКД.

В законе говорится, что каждый субъект РФ обязан принять региональную программу капитального ремонта МКД. Программа должна содержать перечень всех МКД региона, перечень работ по капитальному ремонту, сроки их проведения. Кроме того, необходимо создать регионального оператора (региональный фонд капитального ремонта), принять нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации капитального ремонта и минимальный размер взноса на капитальный ремонт, порядок контроля формирования и расходования фонда капитального ремонта, обеспечить контроль деятельности регионального оператора.

Далее: не позднее 2-х месяцев со дня опубликования региональной программы капитального ремонта собственники помещений в МКД на общем собрании должны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. За 1 месяц до окончания установленного срока для выбора способа управления, если такой способ не выбран самостоятельно, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в таком доме для его выбора. Если способ управления не выбран или не реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора. Собственники помещений в МКД могут выбрать способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в кредитной организации, или на счете регионального оператора. Региональные власти могут предложить перечень надежных банков, с которыми они работают.

Общее собрание собственников помещений, при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, обязано принять решение:

  • о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, но не менее минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ (с 1 июля 2015 года в Москве возложена обязанность на собственников жилья в МКД платить ежемесячно не менее 15 рублей за квадратный метр, если собрание собственников жилья не приняло решение о более высоком размере взноса);
  • о перечне и сроках работ по капитальному ремонту, но не менее перечня и не позднее сроков их проведения, установленных региональной программой капитального ремонта;
  • о владельце специального счета, которым может быть определен региональный оператор;
  • о кредитной организации, для открытия специального счета.

Если собственники помещений не выбрали кредитную организацию или кредитная организация не соответствует требованиям, установленным законодательством, выбор кредитной организации осуществляется региональным оператором. Владельцами специального счета могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, региональный оператор. Если собственниками помещений принято решение об открытии специального счета на имя регионального оператора, протокол решения общего собрания направляется региональному оператору.

Обязанность по выплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений МКД спустя 4 месяца за месяцем опубликования региональной программы капитального ремонта (как сказано выше – в Москве с 1 июля 2015 года). Взносы на капитальный ремонт не выплачиваются собственниками помещений МКД, который признан в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также собственниками помещений в МКД, в отношении земельного участка, на котором он расположен, принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд.

Региональный оператор создается в форме юридического лица (фонда) субъектом РФ. Финансирование расходов на административно-хозяйственную деятельность идет за счет взносов учредителя. Региональный оператор обеспечивает заключение договоров с собственниками помещений МКД на формирование фонда капитального ремонта и выполнение капитального ремонта общедомового имущества в МКД; выставляет платежные документы собственникам помещений МКД, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счетах регионального оператора; аккумулирует средства и ведет их учет в разрезе каждого собственника; выполняет функции технического заказчика (разрабатывает проектно-сметную документацию, отбирает в установленном нормативно-правовым актом субъекта РФ порядке подрядную организацию для проведения капитального ремонта, обеспечивает контроль проведения работ и приемку выполненных работ, их финансирование).

Региональный оператор и субъект РФ несут субсидиарную ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на регионального оператора обязанностей капитального ремонта перед собственниками помещений МКД. Взносы, перечисленные на счет регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе только на цели капитального ремонта МКД. Контроль формирования и расходования фонда капитального ремонта, деятельности регионального оператора возложен на органы государственной жилищной инспекции.

Капитальный ремонт общедомового имущества МКД выполняется на основании решения общего собрания собственников помещений, по предложению товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, управляющей организации или регионального оператора, а если решение не принято – на основании решения органа местного самоуправления. Решение принимается по перечню работ, срокам их проведения, источникам финансирования, смете расходов на капитальный ремонт. Общее собрание собственников помещений МКД может принять решение о привлечении кредита, займа на выполнение капитального ремонта, порядке его погашения, уплате процентов. Расходы на оплату выполненных работ финансируются на основании акта выполненных работ, согласованного с органом местного самоуправления и лицом, уполномоченным собственниками, или выплату авансового платежа, в размере не более 30%. Меры государственной поддержки на капитальный ремонт МКД могут предоставляться товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям и региональному оператору. Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен по решению общего собрания собственников помещений в МКД в любое время.

Обсуждение данного закона проведем в следующих публикациях. До встречи, друзья.

Сергей Пономаренко

Thanks! You've already liked this
Комментариев нет